Иггдрасиль и его миры. Древо жизни в Северной традиции.

Иггдрасиль это Мировой Ясень, древо Жизни в культуре древних народов Северной Европы. Являясь одним из главных символов мироустройства и мощным архетипом, Иггдрасиль образно через сказания и легенды с участием богов, героев, сказочных существ и животных дает модель мироздания. Показывает жизненную философию, нравственные установки, открывает сакральные знания.

Древо Иггдрасиль очень сложный, многослойный, многоуровневый образ, который до сих пор остается предметом изучения, неисчерпаемым источником для новых открытий и инсайтов.

В различных трактатах, включая Старшую и Младшую Эдды, строение миров Иггдрасиль отличается. Это связано с исторической хронологической удаленностью и древностью первоисточников, которые, естественно, сначала были устным творчеством, разрозненным по времени и территориально. А далее неизбежно стали возникать разночтения, авторские толкования и предположения, наконец, трудности перевода. Ко всему этому добавились и современные исследователи, взгляд которых, несомненно, отличается от древних. Все это внесло определенные погрешности, различия и противоречия.

Тем не менее, существуют общие базовые понятия о строении Мирового древа, которые помогут проникнуться духом и идеями Северной традиции, что, несомненно, расширит ваш кругозор и упростит изучение рун. А в дальнейшем, возможно, сподвигнет и к собственным исследованиям.

Древо Иггдрасиль или Мировой ясень находится в бескрайнем пространстве Гиннунгагап. Его ствол является осью Мира, вокруг которого расположены малые миры. В большинстве источников говорится о девяти мирах.

Миры расположены на трех вертикальных уровнях – верхний (божественный), средний(срединный), нижний (подземный, темный). Как и в других культурных традициях присутствует дуальность – верх-низ, светлый-темный, небесный-подземный…

На каждом уровне находится по три мира. Этот факт дает основание некоторым исследователям считать, что именно рунический символ Валькнут, выглядящий как три сплетенных между собой треугольника, схематически отображает строение вселенной. Хотя, стоит признать, что это мнение спорно и субъективно.

Верхний мир (уровень) – Асгард, Альвхейм, Ванахейм.


Средний мир – Мидгард, Ётунхейм, Муспельхейм


Нижний мир – Нильфхейм, Свартальвхейм, Хельхейм.

Свартальвхейм

Каждый мир это закрытая, но не замкнутая система со своими качествами, характеристиками, особенными признаками и энергетикой. Миры по своим свойствам могут быть антагонистами, а могут дополнять и облагораживать друга. Несмотря на то, что миры Иггдрасиля автономные, между ними идет постоянное взаимодействие, разного рода обмен. Чтобы попасть из одного мира в другой необходимо соблюдать ряд правил, преодолеть препятствие, пройти испытание. Как уже отмечалось, все это ярко и образно отражено в германо-скандинавской мифологии.

Сочетание несочетаемого, единство и борьба противоположностей… Все эти бурлящие и противоречивые энергетические процессы тем не менее образуют целостную и логичную структуру – вселенную Иггдрасиля. Что определенно перекликается с энергией руны Эйваз.

Краткая характеристика миров Иггдрасиля.

Асгард — мир богов асов, возглавляемых Одином. В результате многочисленных войн и конфликтов боги асы стали верховными и возглавили пантеон северных богов. Выполняют контролирующую функцию, отвечающую за миропорядок и сохранение бытия. Осуществляют общее руководство.

Альвхейм — сказочный фантазийный мир вечно юных светлых альвов. Территория фей, волшебников, добрых бестелесных духов.

Ванахейм — обитель богов ванов повелителей природных сил. Их отличает чувственность, радость от полноты жизни. Отвечают за практическую прикладную сторону бытия. Сохраняют, обустраивают, заботятся и рачительно используют природные ресурсы.

Мидгард — мир людей с их заботами и радостями. Всё для нас обычно и знакомо.

Ётунхейм — мир девственной природы и дикой красоты. Здесь живут великаны Ётуны древнейшие из разумных, появившиеся раньше богов. Этот факт являлся причиной многочисленных конфликтов с представителями других миров, где Ётуны пытались отстоять свое главенство над всеми и право повелевать.

Муспелльхейм – мир первородного огня и огненных великанов, стихия в чистом виде. Один из первичных миров, задействованных в сотворении вселенной.

Нильфхейм – холодный и неприветливый мир вечного льда и туманов. Как и

Муспелльхейм, является первичным изначальным миром. Нильфхейм заселен ледяными великанами.

Свартальвхейм – подземный мир темных или черных альвов. Территория двергов — хранителей, создателей и пользователей подземных богатств. Они искусные ремесленники, мастера, знающие себе цену. Множество уникальных артефактов, находящихся в мирах Иггдрагиля, созданы их руками.

Хельхейм – мир мертвых, владычицей которого является Хель. Мрачное и печальное место, мир холода и забвения.

Читайте так же:   Руна Одина. Значение и толкование в руническом раскладе. Ральф Блюм.